«Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, — под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это», — это было написано в ноябре 1939 года французским дворянином, писателем и поэтом, военным летчиком Антуаном де Сент-Экзюпери. Это автор «Маленького принца», «Планеты людей», «Ночного полета», «Цитадели»… Это кавалер ордена Почетного Легиона… Это отзывчивый человек, и его окружают такие же люди. …Однажды, испытывая гидросамолеты, он терпит аварию, и его с трудом находят водолазы… В другой раз он совершает перелет, снова вынужденная посадка. В безводной пустыне они умирают от жажды. Их спасли бедуины…

Сент-Экзюпери

… На современных бизнес-тренингах часто учат «грамотному» поведению в форс-мажорных ситуациях: если есть лодка, в которой может удержаться только один, садись в нее сам и топи всех, кто туда лезет еще. Аргументы: слабый все равно умрет, будешь помогать ему — умрете оба, помогать надо сильному… Я думаю, если бы мы по такой логике жили и воевали, то не выдержали бы блокады Ленинграда и не победили бы во Второй Мировой войне. Война обостряет сильнейшие качества человека — сочувствие, сопереживание, радость у одних, озлобленность и желание урвать у других.

Как только человек начинает взвешивать, кому следует помогать, а кому не надо, потому что тот слаб или чем-то плох, он перестает помогать вовсе.

Эти мысли нахлынули, когда я  случайно нашла скан сочинения сына на выпускном экзамене в лицее, тема — что такое «отзывчивый человек», кого мы можем так называть.   Сын открылся с совершенно новой стороны. Как же хорошо, что нынешним молодым ставят такие вопросы! С разрешения Миши, публикую. Сохранила стилистику — пусть будут некоторые корявости, не хочется менять…

«Когда мы можем назвать человека отзывчивым?

Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

По моему мнению, отзывчивым можно считать того, кто приходит на помощь людям, находящимся в несчастье, будь оно душевным или (и) материальным, и не волнуется о себе в момент совершения таких действий. В связи с этим утверждением мне вспоминается роман «Преступление и наказание» великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, чьи произведения до сих пор популярны даже за границей. В этом романе есть эпизод, в котором Родион Романович Раскольников попадает в квартиру к Мармеладовым. Катерина Ивановна, больная чахоткой, босоногие дети, пьяный, потерявший себя Мармеладов — вот что видит в этой квартире Раскольников. Забывая о себе, о своих нуждах, он молча подходит к Катерине Ивановне и отдает все деньги, которые есть при нем. На мой взгляд, читая роман, из-за одного этого поступка мы можем надеяться на воскресение души Раскольникова, который заблуждается в своих мыслях, ошибается в своей теории. Именно этот поступок из вышеупомянутого эпизода говорит нам о добрых началах личности Раскольникова, о его отзывчивости по отношению к страждущим. Подобные действия и сегодня позволяют нам называть человека отзывчивым.

Также я убежден, что на земле нет ничего страшнее и разрушительнее, чем война, и поэтому поистине отзывчивым человеком можно назвать того, кто в это тяжелое время оказывает поддержку войскам своей Родины и партизанам, несмотря на собственные беды: голод, опасность со стороны оккупантов, отсутствие кормильца в семье. Такой пример верности и отзывчивости мы можем найти в повести Василя Быкова «Сотников». Демчиха, живущая в оккупированной немцами деревне без мужа, но с малолетними детьми и сама еле «сводящая концы с концами», оказывает помощь Сотникову и Рыбаку, когда обнаруживает их в своей избе. Перед ее появлением  ребенок хозяйки приносит Рыбаку поесть. Хотя изначально Демчиха не слишком рада видеть партизан у себя дома, какое-то время спустя она вместе с Рыбаком оказывает посильную помощь раненному в ногу Сотникову, а после того, как они замечают за окном полицаев, хозяйка помогает партизанам укрыться на чердаке. К сожалению, она поплатится головой за помощь партизанам, но это лишь делает меня еще более уверенным в том, что этот поступок Демчихи свидетельствует о ее самоотверженности, верности Отечеству и отзывчивости, ведь она помогла Сотникову и Рыбаку именно тогда, когда они больше всего в ней нуждались, поэтому я думаю, такие поступки могут считаться примером отзывчивого человека.

Я бы хотел продолжить тему отзывчивости на войне. По-моему, нет ничего более важного для выживания на поле сражения, чем взаимовыручка товарищей и помощь санитаров, что порой является одним и тем же.

Военные санитарыЯ призываю вспомнить фильм «По соображениям совести», снятый пару лет назад американским режиссером. В этом фильме рассказывается история Десмонда Досса, которого сыграл молодой американский актер (на мой взгляд, очень талантливый) Дэниэл Гарфилд, адвентиста Седьмого дня, который из-за своего опыта с насилием и убеждений отказывается брать в руки оружие, хотя добровольно записывается в ряды американской армии. Аргументом Досса был тот факт, что он будет спасать людей, работая полевым санитаром, в то время как другие будут убивать. Несмотря на все насмешки, издевательства, даже избиение и трибунал, Досс отправляется на войну. Происходит высадка в Японии, и после боя американцы отступают за обрыв, спускаются, однако Десмонд Досс остается  и в одиночку оказывает первую помощь раненым бойцам, оставшимся на поле боя, после чего тащит их на себе и спускает их с обрыва, приспособив для этого канат, обернутый вокруг камня, с одним концом в руках у санитара и с узлом, в котором закреплен раненый боец, на другом конце. Находясь в настоящей опасности со стороны японцев, Досс переправляет к своим несколько десятков изувеченных, но живых американцев. Санитар остается на поле боя до последнего, стерев руки до мяса и натрудив спину до изнеможения, пока его не ранят и японцы не перейдут в наступление. Десятки жизней и семей сохранены благодаря Десмонду Доссу. Я твердо уверен, что этот документально подтвержденный поступок дает нам полное право называть Десмонда Досса воистину отзывчивым человеком, а его поступок — подвигом. Действительно, любовь к жизни, отзывчивость, вера в Бога и добро, желание изменить этот мир к лучшему, в то время как другие уничтожают друг друга, уродуют нашу прекрасную планету, а также долг и честь — вот причины героизма Досса. Таких людей, которые не бросают товарищей в беде, невзирая на инстинкт самосохранения, мы можем смело называть отзывчивыми.

По соображениям совести

В заключение мне лишь остается сказать. что альтруизм, готовность прийти на помощь другим как в мире, так и на войне, а точнее поступки человека, связанные с этими личностными качествами, говорят о его отзывчивости. Возможно, если бы каждый из нас обладал этим качеством и надеждой Десмонда Досса, мир действительно стал бы лучше… «.

Отзывчивый человек — рядом

Несколько слов еще о моем впечатлении от темы и сочинения. Хорошо, что такую тему дали. Хорошо, что Достоевского в программе оставили. Хорошо, что Василя Быкова современные мальчишки читают.

Отзывчивый человекЖаль, что им не знакомы «Брестская крепость» Сергея Смирнова, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана,  стихи и проза Константина Симонова, книги о войне Алеся Адамовича, Бориса Васильева, Виктора Астафьева, Даниила Гранина, Светланы Алексиевич, Владимира Богомолова, Олеся Гончара, Михаила Шолохова, Ильи Эренбурга и многих-многих авторов, родных для нашего поколения… Подвиг Алексея Мересьева (героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого, его реальный прототип — летчик Алексей Маресьев) сейчас в школе «не проходят», не хватает времени в программе.

И каждый раз я думаю, как много им недодала, —  того что знаю, люблю и чувствую. Отзывчивый человек — это не только лирика или слезливые мелодрамы, это человек с сильнейшим нравственным стержнем, который помогает ему выживать и побеждать. Жаль, что об этом мало говорят в бизнес-школах…