«Игра в кальмара»: отзыв о фильме

О фильме «Игра в кальмара» отзывы и комментарии оставили уже многие. Каждый говорит по-своему — не  столько о фильме, сколько о себе…

Сюжет, уже неоднократно использованный в ряде фильмов: игра на выживание. Достигнув жизненного дна, герои фильма соглашаются на игру, где приз — большие деньги. Сумма, достаточная для решения всех проблем.  Тех, кто не сумеет победить, уничтожат.  Всё, как на бегах: загнанных лошадей пристреливают.

В фильме,  есть, на первый взгляд, выбор: идти на  этот жестокий эксперимент или не идти. Есть шанс, уже начав игру, ее прекратить, если большинство участников так решит. «У нас демократия». Но если 201 человек  отпущен на волю и  187 из них возвращаются, то зачем? Почему из двух отчаяний: многогранного,  того, что в реальной жизни, и игрового, предельно упрощенного (победа  – поражение, жизнь – смерть, богатство — голод), большинство выбирает игру? Кто-то кричит: «Хочешь умирать – умирай один, не втягивай в это других!», но другие считают, что «на воле ждать нечего».

И организатор этой чудовищной игры говорит своим исполнителям: «Приглядывайте за теми, кто не вернулся, и держите меня в курсе». Тонкие технологии психологического влияния втягивают заново в игру тех, кто уже однажды вступил в нее.

Кто те четверо, что не вернулись в лагерь смерти? Что с ними дальше будет делать «система»? Как вообще идет это втягивание? Когда главный герой рассказывает в начале фильма  о впечатлениях детства, он говорит о  том, как становился «ревизором», а потом побеждал: «В такие моменты я чувствовал, что завоевал весь мир. Чувствовал себя живым».

«Ревизоры» чужих жизней

Кто те люди, которые считают себя ревизорами? Как они приучают других обесценивать себя? На какие убийства они готовы, чтобы чувствовать себя живыми?

Вначале человек за деньги терпит побои – и понимает, что за долги можно расплатиться телом. Затем его перевозят, как куклу, на остров, нумеруют и предлагают игру. Приучают слушать  и точно исполнять приказ.  Привыкать к ежедневным смертям. Создавать команду: «Людям доверяют не за надежность, а чтобы было на кого опереться». Разрушать команду – чтобы выжить одному. Лгать. Предавать. Убивать. Что дороже: дружба, любовь, честь – или выживание? Разные ответы – разные судьбы…

Организаторы называют свою игру честной. Обещают выплатить пособие семьям погибших. Может ли убийство  сотен людей трактоваться как честная игра? Что такое норма? Как раньше и как сейчас внедряется в массовое сознание чувство «врага»? Как создают террористов?

Я услышала в фильме отголоски Второй мировой войны: лагерь смерти, в которых людей различают по номерам; машина, в которой усыпляют людей газом; печи, в которых их сжигают… Я была в музее Бухенвальда, и я помню всё, что видела там, до мельчайших деталей…  Идеология Геббельса: право на жизнь имеет только истинный ариец, сильнейший. Слабых – на уничтожение.

Ставки на людей

В фильме «заказчики» игры делают ставки на людей, как на лошадей. И какое бы место в этой игре ты ни выбрал, везде свой риск: первый не знает пути, последнему не хватает времени…

Зачем эта игра ее организаторам? Для развлечения. Большие деньги сработали как наркотик: привыкание, потеря яркости жизни, игра – как допинг … Вечный вопрос – о соотношении цели и средств. Вопрос, который ставили Достоевский, Толстой, Чехов… Игры богатых и нищих оказываются похожими. Крупные ставки отвлекают от внутренней пустоты. От обесценивания человека, его достоинства, его телесной целостности, — дорога к обезличиванию. Обесцеливанию. Обессмысливанию.

Умирающий «организатор» игры лежит один в огромном зале и просит стакан воды. И смотрит на улицу, где замерзает такой же одинокий бомж. «Ты бы бросил все свои дела и помог этому несчастному вонючему куску дерьма? Неужто ты всё еще веришь в людей, после всего, через что ты прошел?!» — спрашивает «организатор».

Дьявол в поисках смысла

«Дьявол» в переводе – клеветник. Злое мышление. Ложь. Подстрекатель людей к совершению греха. Зачем в затеянную игру идет ее организатор? Ему не хватает адреналина? — «Ты знаешь, что общего у человека без гроша в кармане с богачом, у которого денег больше, чем он может потратить за всю свою жизнь? То, что жизнь лишена радости. Все становится пресным, всё теряет вкус».

Кто бы и что бы ни говорил, человек тянется к добру. В этом путь эволюции. Злость энергоёмка, она сжигает.

Как чистая нота, звучит в фильме тема матерей и детей. Абсолютная ценность и абсолютное принятие. Служение, вера и стержень любви.  Жизнь без игры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: