Честь семьи. Устаревшее понятие?

Читаю в Интернете на сайте для школьников: «Честь семьи — устаревшее понятие из времён, когда человека судили не по тому, каков он сам, а по тому, кто его родители и предки. По нормам, законам и обычаям тех времён, человек мог быть благородным или безродным, и если он был благородным, то был обязан подчиняться определенным правилам, дабы не уронить эту самую честь семьи. В наше время такого понятия нет, честь и достоинство каждого человека индивидуальны, и можно быть достойным человеком вне зависимости от того, кто твои родители».
Помните, как в гоголевских «Мертвых душах» Коробочка отвечала на вопрос Чичикова: «Не знаю я такого человека. Нет такого человека». Не знает автор «этой самой» чести семьи, ну значит и нет этого понятия в наше время, и каждый может быть индивидуально честен или индивидуально бесчестен… Так?
На поисковые запросы «Что такое честь семьи» Интернет выдает фильмы – южнокорейскую мелодраму с одноименным названием или американскую криминальную драму «Честь семьи Прицци». И в аннотациях – снова: честь – «это понятие сугубо личное». С орфографическими ошибками нам объясняют, что иметь честь означает для одних стремление жить по собственным  законам и правилам, для других – придерживаться тех принципов, которые установлены в обществе. Кто-то потерял честь семьи и с большим трудом, в нескольких поколениях, ее восстанавливает. Другой полагает, что честь семьи – это родословная, которую можно за большие деньги купить, чтобы сделать свой род знатным. У всех свои законы и правила – и своя правда, своя честь?!

Что такое честь?

В русском языке понятия «человек чести» и «человек честный» разные, но созвучные, слова «честь» и «честность» — родственные. В английском языке так же: человек честный «honest» и человек чести «honorable» — созвучные, родственные.
В словарях и энциклопедиях дают разные толкования слова «честь»: так, Владимир Иванович Даль определяет честь как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть», но указывает и на другое значение – это «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое». Есть понимание чести как высокого звания, сана, чина или должности: «Прибавят чести, и дадут жалованья немало», и даже так: «Надета честь — можно и скинуть».
Дмитрий Сергеевич Лихачев, великий наш современник, как-то сказал: «Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. Совесть подсказывает. Честь действует. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». (…) Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце».
И еще не удержусь от цитирования его слов: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно, так же как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек – не человек».
По сути, речь идет о нравственном здоровье нации: мутация генов с большой долей вероятности ведет к вырождению биологическому, мутация нравственных понятий, мутация памяти – к вырождению культурному, а от него – к уничтожению, как в библейском сюжете о Содоме и Гоморре.
Как говорил М.Булгаков, разруха начинается в головах, она появляется от лжи. Нравственный стержень дает силы.

Память рода

Одно время по работе я часто бывала в Осетии. И как-то около дороги в предгорьях Большого Кавказа увидела памятник: семь белых журавлей, отрываясь от скалы, улетают друг за другом ввысь. У скалы стоит женщина, отпуская птиц в небо.


Водитель рассказал: это памятник семье Газдановых. Семь сыновей ушли на фронт и не вернулись. Только один из братьев успел жениться. Неизвестно, узнал ли он о рождении дочери. Когда младший из братьев уходил на войну, ему было 17 лет… Он погиб последним, накануне Победы… Эту похоронку отцу семерых сыновей так и не успели отдать. Увидев, что старейшины направляются к его дому, он умер, держа маленькую внучку Милу на руках… Одна дочь, 6 внуков, 13 правнуков бережно хранят письма и документы войны, память рода.
Эта история не единственная. Памятник Калисте Павловне Соболевой, также всех семерых своих сыновей отдавшей Победе, установлен в деревне Шахановке Шенкурского района Архангельской области,… В городе Задонске Липецкой области стоит памятник Марии Матвеевне Фроловой, которая вырастила и воспитала 12 детей, восемь из них погибли на войне или после Победы от военных ранений. В городе Тимашевске Краснодарского края увековечили память Епистинии Федоровны Степановой, потерявшей 9 сыновей (в живых осталась лишь дочь), в поселке Алексеевка Кинельского района Самарской области — Прасковьи Еремеевны Володичкиной, девять сыновей которой отдали свою жизнь во имя победы, в селе Изедеркине Моргаушского района Чувашии — Татьяны Николаевны Николаевой, все восемь сыновей которой воевали, четверо погибли на фронте, двое скончались позже от ран… В Омске увековечили память об Анастасии Акатьевне Ларионовой, отдавшей для Победы семерых сыновей… А недалеко, в Омской области, в поселке Крутинки на центральной площади поставили памятник Акулине Семеновне Шмариной, матери пятерых сыновей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Всего за годы войны ушли на фронт из Крутинского района 5714 мужчин, погибло 3736…
Много тех, о ком есть память без памятников. Есть память о своем роде – неважно, дворянский он или крестьянский. Честь – понятие «всехнее».

Зачем нам честь семьи?

Тот же сайт, который посчитал честь семьи устаревшим понятием, определил воинскую честь, как «совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме». Надел форму – и стал человеком чести?!
Женскую честь обычно определяют как синоним целомудрия и супружеской верности. С мужской честью сложнее. «Викисловарь» определяет ее как «форму нравственной оценки и самооценки моральных качеств и поведения мужчины, связанных с его положением в обществе, видом деятельности, которой он занимается». Тогда получается, что у слесаря – одна честь, у инженера – другая, у повара – третья… Разделили честь на части…

Еще в Интернете есть статья о том, что нынче честь сохранилась только у воровских «авторитетов». Есть определение мужской чести как репутации мужчины и его умения держать слово. Интересный взгляд – определение мужской чести через неприкосновенность женской: «Честь мужчины заключается в сексуальной неприкосновенности его семьи, то есть фактически мужская честь — это честь женщин (жены, дочерей), принадлежащих к его семье»…
А честь семьи — это супружеская верность?

Более полувека назад, в 1965 году, известный советский журналист Анатолий Аграновский опубликовал статью под названием «Честь семьи». Поводом послужила командировка по письму: мужчина, жену которого поселок заклеймил как неверную, просил защитить честь и достоинство семьи. Пустая сплетня была раздута до уровня заседаний, постановлений, грязи публичного разбирательства. Семья устояла, женщина была чиста перед мужем и сумела ему это доказать.

Но только ли в этом дело? – спрашивает Анатолий Аграновский.

Он пишет: «В 1891 году, в пору своих хождений по Руси, молодой Горький попал в деревню Кандыбовку Херсонской губернии в момент, когда мужики вершили «вывод». Наверное, вы помните этот страшный рассказ. Вели нагую женщину, привязанную к телеге, всю избитую, посиневшую. Рыжий мужик с глазами, налитыми кровью, хлестал ее кнутом: «Н-ну… ведьма! Гей! Н-ну! Ага! Раз!..». Валом валила толпа, бабы, мальчишки, свистели, выли, улюлюкали. Горький кинулся защищать женщину и был до полусмерти избит и брошен в кусты… Так вот я хочу спросить: было или не было? По-видимому, было. Но Горького как-то не волновал этот жгучий вопрос. Женщину бьют, измываются над женщиной – спасите ее!».
Честь не сводится к  сексуальной неприкосновенности, честь семьи не является результатом сложения чести женской с честью мужской. Честь не определяется полом, профессией или числом звезд на погонах. Она универсальна и питается от памяти рода, традиций порядочности, любви и ответственности. И даже если эти корни потеряны, донором чести становится совесть.

Честь – от слова «чтить», «почитать», можно увидеть связь этого слова с чистотой и с чтением… Уже цитированный мною Дмитрий Сергеевич Лихачев, находясь в блокадном Ленинграде, пишет и издает книгу «Оборона древнерусских городов» (1942), а в 1945 победном году – книгу «Национальное самосознание Древней Руси».
Зачем? Зачем это чтение? Зачем подвиги? Чем это «устаревшее понятие» может помочь лично мне, здесь и сейчас?
Рискну утверждать, что честь сегодня – это способ жить глубоко и свободно.
Были времена, когда семья держалась на страхе, создавалась для физического выживания рода. Жена зависела от мужа, дети от родителей, старики от молодых. Сейчас есть масса возможностей освободиться от быта, брака и обязательств.

На чем же тогда держится семья? Что придает настоящую прочность семейным устоям? Уважение. Чувство собственного достоинства. Гордость. Честные отношения друг с другом. Честь – самая важная из свобод, свобода от низких поступков. И это нужно сегодня, как воздух. Согласны?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: