Игры от скуки: словите ауру заседания!

Однажды я наблюдала, как зал от тягучего монотонного доклада постепенно впадал в гипнотический транс: вначале заснули дальние ряды, потом сон свалил тех, кто был в середине, и, наконец,  дисциплинированные зарубежные гости, сидевшие впереди, тоже откинулись на спинку стула, вытянули ноги, развели колени, расслабленно положили руки на бедра, закрыли глаза и опустили подбородок на грудь… Вот волна дошла уже до стола президиума, и мы тоже дышим глубоко и размеренно, расслабляются челюсти, рты приоткрываются…  И тут  сосед пишет мне на листочке: «Какой чудесный сонный доклад! До кофе-паузы 600 секунд». Взглянул на часы, зачеркнул «600» и написал «550». Снова взглянул на часы и написал «520»… Теперь труднее всего стало не расхохотаться на весь зал…

Так родилась тема: как не заснуть от скуки. Точнее так: есть ли игры от скуки.

Самое эффективное средство —  освободиться от того, что «не зажигает», вообще не ходить на нудные мероприятия, так как чаще всего это просто потерянное время. Удивительно, что санкций обычно за это не бывает…

Но если пропустить никак нельзя, что делать? Решения есть:

1. Опытный заседатель посоветовал: носи всегда с собой бутылочку воды и пей, как только начинает одолевать зевота…  Работает!!

2. В Интернете предложения разные. Например, надеть наушники, запустить в них энергичную музыку и пританцовывать, постукивая себя  по голове и хлопая по щекам и ногам… Сидя на совещании — самое то!..

Еще одна креативная мысль — снизить температуру тела: умыться холодной водой, направить на себя вентилятор или хотя бы снять свитер… Хотя бы свитер…

Другая идея: носить с собой бутылочки с приятным  запахом. Например, с мятой, голубым эвкалиптом, розмарином… Или вот кофе. Можно его выпить, а можно просто понюхать — и уже хорошо… Можно также носить бутылочки с дурным запахом. И открывать их прямо в кабинете: пусть сосед тоже проснется! Помню, у нас в университете был лектор по психологии управления, и он рассказывал, что идеальные условия труда к труду не располагают. Поэтому хорошо, когда кресла не мягкие,  что-то где-то стучит, откуда-то дует и чем-то пахнет…

Еще предлагают посасывать лед. Важно при этом не чавкать.

Удивил совет «взять карандаш (ручку): мозг будет думать, что вы вот-вот будете кушать, и начнет активную выработку инсулина». Странно, почему у автора этой идеи именно на карандаш с ручкой вырабатывается инсулин?!

В Интернете предлагаются разные компьютерные игры от скуки, есть даже мастер-классы по созданию мультфильмов… Но как быть, если на совещании нельзя пользоваться ни компом, ни планшетом, ни даже мобильником (всё отбирают на входе)?

3. И тут я вспомнила школу. Мы сидели с подругой на галёрке, и это давало свободу. Учительница математики писала на доске одни и те же задачки, мне сводило скулы от скуки, и мы начали играть: я пишу строчку — соседка подбирает к ней рифму и пишет свою строчку, к которой уже я подбираю рифму и потом пишу новую строчку… Однажды это творчество подсекла учительница. Поэма была о ней…

4. Другой вариант той же игры — рисовать по частям: один рисует голову и подворачивает бумажку, чтобы не видно было, что именно нарисовано, виднеется только основание шеи, второй рисует продолжение шеи и тело и так далее… Потом разворачиваем и смотрим, что получилось. Так мы, гораздо раньше сказок о Гарри Поттере, изобрели своих гиппогрифов…

5. Третий вариант той же игры — один пишет ответ на вопрос: «Кто?», сворачивает бумажку и пишет вопрос: «Где?», на который отвечает другой игрок и он же пишет следующий вопрос: «Что делал?» и т.д. Потом разворачиваем бумажку и читаем, что получилось…

Но эти игры, так же, как игра в города или в преферанс, предполагают возможность  общения, а как быть, если разговаривать с соседом ну никак нельзя (надо «держать лицо»)?

Можно развлекаться наедине с собой (не подумайте чего плохого):

6. Можно сочинять рассказ, чтобы все слова в нем, включая союзы и предлоги, были на одну и ту же букву. Эту игру я подглядела в замечательной детской книжке Марии Киселёвой «Веселый третий»:

Сковородкин потащил Шурика в угол, за раздевалку. В углу было темно, но все равно разобрали: «Шпион шпионил…» Дальше оторвано. А ниже: «Шурша шагами, швырнул шпагу швейцару…» После этого полторы строчки густо зачеркнуты. Гошка вцепился в записку. Красные ресницы его дрожали.

— Видал? «Шпион шпионил. Шурша шагами, швырнул шпагу швейцару».

Строчки запрыгали в Гошкиных руках, он прижал их чернильным пальцем. Дальше удалось прочесть: «Шум школы… Шепелявый шепот Шмелевой». А в конце непонятное слово «Шамба-бамба».

— А ты не играешь? Мы давно играем. — Миша показал листок. «Пекинский поп посетил парикмахерскую. Парикмахер попался плохой, подстриг плешиво. Парикмахер получил подзатыльник, потом полетел под помойку. Попу прокричал: «Плати пятьдесят пятаков, паршивец!»

— Понял? — спросил Миша. — Все слова должны на одну букву начинаться. На «п» много слов, а на некоторые мало. Понял?

Очень удобно: сидишь и пишешь, и создается впечатление, что конспектируешь выступления, а на самом деле у тебя натуральная «Шамба-бамба«…

7. Можно играть  в такую игру: один игрок произносит строчку из какого-то стихотворения (или песни),  другой игрок называет строчку из того же или другого стихотворения (или песни), где есть хотя бы одно совпадающее слово (при этом число, падеж и т.п. могут меняться). Можно, понятное дело, играть в такую игру и самому, вспоминая раз за разом новые строки. Например: 1) Не слышны в саду даже шорохи… 2) Отцвели уж давно хризантемы в саду… 3) Один раз в год сады цветут… 4) Весну любви один раз ждут… 5) Но мне сердце разбудила эта новая весна… 6) Сердце в груди бьется, как птица… 7) Это птицам лететь на юг, нам их в путь провожать… 8) Эх, путь-дорожка фронтовая… и т.д.

При этом коллеги видят только напряженную работу мысли и восхищаются, как внимательно Вы слушаете…

8. Можно сочинять слова из букв выбранного слова (но так, чтобы были ровно те же буквы и не более чем в том количестве, как есть в исходном слове). Например, из слова «пилка» можно составить «пила», «липа», «пика», «кипа», «пик», «ил», «клип», «лик», «лак»… СлабО составить 200 слов из слова «простокваша»?

9. Еще можно рисовать. И это уже не просто игры от скуки — это таланты, на ней взращиваемые! Приходят настоящие озарения. На одном совещании я стала рисовать лицо коллеги напротив и вдруг увидела на листке Ленина! Взглянула на коллегу снова — и впрямь похож! А пока просто смотрела — даже не замечала.

Можно рисовать шаржи, например, угадывая, на кого похож именно этот человек, — на белку, или на рысь, или на оленя… Кстати, если вот так, в шарже, угадаешь образ того, кто все время на тебя давит, можно уже не  трепетать при встрече…

10. Интересно представить себе говорящего или кого-то из слушающих в другой обстановке: какой он в семье? в кругу друзей? на хоккейном матче? в бане? какой он в другой одежде? с другой прической? в другой обуви? В другом времени?

11. Еще интересно подбирать к выступающему, к собеседнику или к напрягающей ситуации музыку. А потом менять ее. Например, речь лектора чётко ложится на колыбельную, а если ее исполнить в стиле рэп? Или джаз?

12.Гениальные игры от скуки придумали наши классики. Помните, например, как в гоголевской пьесе «Женитьба» невеста  Агафья Тихоновна мучается выбором женихов: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась».

А у Пушкина есть такая ядовитая эпиграмма на графа Воронцова:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

И вот сидишь на скучном мероприятии и соединяешь: половину от одного докладчика с половиной другого, или нос одного приставляешь к губам другого… Неожиданные получаются комбинации…

13. Еще интересно ловить языковые выражения. Получая второе высшее, я вдруг поняла, почему не всех лекторов воспринимаю всерьез. И не всех коллег. Даже  руководящих, даже «альфа-самцов». По первому образованию я журналист, и русский язык нам преподавали в университете мэтры: например, стилистику читал сам Дитмар Эльяшевич Розенталь, его учебники до сих пор помогают школьникам, абитуриентам, студентам… Так вот, иногда слышу: «Наша профессия, к сожалению, не является древнейшей» или «Не портите ауру заседания», —  записываю, записываю…

14. Можно еще на тягучих заседаниях учить иностранные языки. Например,  называть на другом языке всё. что видишь в зале. Называть качества людей, в нём сидящих. Можно попробовать на ходу переводить то, что говорит лектор… Потом иногда думаешь: понять бы это на русском…

15.  А однажды я просто попыталась представить себе, что человеку, который скучал напротив меня, можно было бы подарить. Точнее, что именно ему самому хотелось бы получить в подарок. Пока я пыталась это представить, человек вдруг заговорил со мной сам, и на таком уровне искренности, какого никогда ранее не было… Мысль материальна?

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: